English version Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Санкт-Петербург / N. Rimsky-Korsakov memorial museum-flat Saint-Petersburg

Выставка (15 октября 2014 - 7 марта 2015 года)
"Музыка украинской ночи"
Оперы Н. А. Римского-Корсакова "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством"

15 октября (18.00) в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова (филиал Музея театрального и музыкального искусства) в рамках мероприятий к 170-летию со дня рождения композитора открывается выставка «Музыка украинской ночи». Выставка, представляющая оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», отражает интерес Римского-Корсакова к произведениям Гоголя. Композиторы балакиревского круга были хорошо знакомы с ранними сочинениями писателя, с восхищением читали их вслух на музыкальных собраниях, иногда даже перечитывали за вечер несколько раз. Римский-Корсаков, покоренный и очарованный напевной прозой Гоголя, столь близкой к стихотворной речи, считал «Вечера на хуторе близ Диканьки» одним из лучших произведений, а «Майскую ночь» выделял особенно.

На выставке можно будет увидеть живописный портрет Н. В. Гоголя середины XIX века работы И. Новикова и карандашный рисунок Е. М. Бём, на котором изображена Надежда Николаевна, жена композитора. Еще будучи невестой Николая Андреевича, Надежда Николаевна мечтала о том, что сюжет «Майской ночи» станет основой оперы композитора. Они вместе читали повесть в тот романтический день, когда Николай Андреевич сделал ей предложение. А позже, завершив оперу, композитор посвятил ее своей жене. Интересна и история создания портрета. Елизавета Бём дружила с семьей Римских-Корсаковых, часто дарила свои работы и издания. В одно из посещений квартиры на Загородном проспекте она нарисовала портрет по просьбе композитора.

Посетителям выставки будут представлены уникальные материалы Фондов Музея театрального и музыкального искусства: эскизы облачного занавеса и декораций М. В. Бочарова, П. Б. Ламбина, Д. В. Бобышова; оригинальные, а также представленные в копиях (из коллекции Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки), эскизы костюмов художника Е. П. Пономарева; эскизы персонажей из альбома Ф. И. Стравинского — исполнителя главных партий в премьерных спектаклях «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством». Ф. И. Стравинский, отец знаменитого композитора И. Ф. Стравинского, был человеком необычайно многогранным и разносторонним, с юношеских лет увлеченно рисовал и приобрел в рисунке вполне профессиональные навыки. Все материалы выставки по опере «Ночь перед Рождеством» относятся к премьерному спектаклю 1895 года в Мариинском театре, а сценические костюмы к этому спектаклю будут экспонироваться впервые.

На выставке можно будет увидеть первое издание клавира оперы «Майская ночь» с дарственной надписью композитора К. А. Манну; экземпляр «Ночи перед Рождеством», принадлежавший Римскому-Корсакову, а позже — старшей дочери композитора Софии Николаевне; автограф с фрагментами из трех первых опер. Будет привлечен фотоматериал необычной постановки «Майской ночи» 1910 года. Режиссер П. И. Мельников, сын знаменитого оперного певца, включил в сюжет оперы в качестве немых персонажей героев «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед рождеством», подчеркнув единство цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вырезки из афиш и программы будут свидетельствовать о первых постановках двух гоголевских опер Римского-Корсакова. Сохранившаяся программа генеральной репетиции «Ночи перед Рождеством» напомнит о скандальной ситуации, возникшей перед самой премьерой спектакля. После негодования великих князей Владимира Александровича и Михаила Николаевича по поводу появления на сцене царицы, в которой всякий, знающий содержание повести Гоголя, узнавал Екатерину II, премьера была отложена, а композитор вынужден был сделать изменения в либретто оперы.

Дополнят выставку эскизы костюмов С. Ю. Судейкина к опере М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (переданные в дар Театральному музею Михаилом Барышниковым). Первая повесть «Вечеров» в свое время привлекла внимание и Римского-Корсакова. Несмотря на то что этому сюжету композитор предпочел «Майскую ночь», он с интересом наблюдал за работой Мусоргского, знакомясь с каждым новым фрагментом оперы. Прочтение гоголевских сюжетов Римским-Корсаковым и Мусоргским стало еще одной ступенью диалога двух композиторов. Фрагменты опер Римского-Корсакова по повестям Гоголя прозвучат в день открытия выставки в мемориальной гостиной. Там и сейчас находится преподнесенная в день премьеры «Ночи перед Рождеством» муаровая лента с надписью «Бессмертному певцу солнечного культа и Купалы Римскому-Корсакову — слава».

Для посетителей выставка открыта с 16 октября по 7 марта 2015 г.

Выставка (22 марта - 5 октября 2014 года)
Н. А. Римский-Корсаков и А. С. Пушкин. Оперные шедевры
«Маленькие трагедии. Роковые страсти»


Выставка
Н. А. Римский-Корсаков и В. И. Бельский. Оперные шедевры
«САДКО»

В феврале 2011 года Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова открыл серию камерных выставок, последовательно представляющих оперное творчество композитора. Первая выставка была посвящена опере «Снегурочка», как наиболее значимому произведению для самого композитора. Следующие сюжеты в выставочном проекте музея, рассчитанном на несколько лет, – оперные сочинения Н. А. Римского-Корсакова, созданные в содружестве с либреттистом В. И. Бельским. Открывает этот цикл выставочная экспозиция, посвященная опере «Садко». Мысль о создании оперы на сюжет былины о Садко появилась у Римского-Корсакова задолго до ее осуществления, но оставалась нереализованной вплоть до 1894 года, когда композитор приступил к сочинению оперы. В работе над либретто, помимо самого Римского-Корсакова, деятельное участие принимали Н. Ф. Финдейзен, В. В. Стасов, В. В. Ястребцев, Н. М. Штруп и, с лета 1895 года, В. И. Бельский, ставший с той поры ближайшим другом и помощником Римского-Корсакова. Опера «Садко» положила начало сотрудничеству Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского, оказавшемуся столь плодотворным в дальнейшем. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» являются бесспорным подтверждением этого. «Именно Бельский оказывается наиболее близок Римскому-Корсакову в те напряженные периоды его жизни, когда в 1896 году он получает отказ в постановке «Садко» на императорской сцене и когда, спустя десятилетие, цензурные мытарства обрушиваются на последнюю его оперу – «Золотой петушок»: эти два сочинения, по воле судьбы, подобно арке, объединяют годы сотрудничества композитора и литератора» (Л. Г. Барсова). В современных постановках некоторые фрагменты оперы, как например, сцены с Любавой в третьей и других картинах, часто подвергаются купюрам, а иногда и исключаются полностью ради сокращения масштабного оперного сочинения. Но именно с мысли ввести в уже практически сложившееся оперное либретто новый персонаж, жену Садко Любаву, дополнить оперу новыми сюжетными линиями и сценами, началось удивительное «соавторство» Римского-Корсакова и Бельского.

Опера «Садко» была поставлена на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова в декабре 1897 года. Премьера прошла с триумфальным успехом, несмотря на недостаточную тщательность репетиционного процесса. Художникам К. А. Коровину и С. В. Малютину, работавшим над эскизами костюмов и декораций, активно помогал М. А. Врубель. Не только костюм, но и сценический образ Волховы создавался при его непосредственном участии. На премьерных спектаклях Римский-Корсаков впервые услышал Н. И. Забелу-Врубель в партии Царевны Волховы. «Произошло уникальное совпадение слуховых представлений, «намерений» Римского-Корсакова с характером дарования и исполнительства певицы» (Л. Г. Барсова). По словам сына композитора А. Н. Римского-Корсакова «Голос Надежды Ивановны подкупал не силой и не техникой, а своей кристальной чистотой… в сочетании с красотой и поэтичностью тембра».

На Императорской сцене Мариинского театра премьера оперы состоялась 26 января 1901 года в бенефис оркестра и имела большой успех. Подробный отчет о премьере в Ежегоднике Императорских театров подтверждает значительность этого события. Первому исполнению «Садко» на сцене Мариинского театра и посвящена настоящая выставка, на которой будут представлены экспонаты из фондов Музея театрального и музыкального искусства. Многие из них будут экспонироваться впервые. Это эскизы костюмов Садко и Волховы, эскизы декораций 1-й и 2-й картин, созданные художником А. М. Васнецоым, пять макетов декораций, выполненных художниками Императорских театров по рисункам А. М. Васнецова, и макет декорации на деревянном планшете (автор макета П. Б. Ламбин, автор рисунка А. М. Васнецов). Мужской костюм (дружина Садко), образцы редких фотографий первых исполнителей и сцен из оперы дополнят представление о спектакле 1901 года. Один из раритетов музея – костюм Н. И. Забелы-Врубель для партии Волховы по эскизу М. А. Врубеля, представленный на выставке, – относится к выступлению певицы в спектакле Мариинского театра в сезоне 1904-1905 годов, когда певица была принята в его труппу. Известно, что Надежда Ивановна выступала в костюмах, выполненных по эскизу М. А. Врубеля, даже если спектакль оформлял другой художник. Михаил Александрович создавал не только костюмы для оперных спектаклей, но и платья для концертных выступлений певицы. Выставка откроется 17 марта (16.00) в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова ко дню рождения композитора. По традиции в мемориальной гостиной соберутся потомки композитора, почитатели его творчества, друзья и постоянные посетители музея. В исполнении солистов Мариинского театра Жанны Домбровской (сопрано) и Михаила Макарова (тенор) прозвучат фрагменты оперы «Садко» и романсы, посвященные В. И. Бельскому, Н. И. Забеле-Врубель и М. А. Врубелю. Вступительное слово – доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, автор книг «Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В.В. Ястребцевым и В.И. Бельским» и «Н.А. Римский-Корсаков. Переписка с Н.И. Забелой-Врубель» Л. Г. Барсова.

26 февраля 2011 года в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова
открывается выставка «Снегурочка»

Выставка «Снегурочка», организованная Музеем театрального и музыкального искусства при участии Санкт-Петербургского музея кукол, приурочена к 130-летию создания оперы.

В масштабном наследии Н. А. Римского-Корсакова эта опера занимает особое место. Критически оценивая свои партитуры, композитор ставил на первое место именно «Снегурочку», считая, что в ней он «почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором». «Весенняя сказка» А. Н. Островского, прочитанная Римским-Корсаковым в 1874 году и не вызвавшая в то время творческого отклика, вновь привлекла внимание композитора спустя пять лет. Он работал стремительно, буквально на одном дыхании, едва успевая фиксировать на нотной бумаге нахлынувший музыкальный материал. Клавир оперы был написан летом 1880 года в имении Стелёво Лужского уезда. Зарисовки этого живописного места, представленные на выставке, сделал Н. Н. Пургольд – родной брат Надежды Николаевны Римской-Корсаковой.

В марте 1881 года Николай Андреевич завершил партитуру оперы. «Музыка… к моей “Снегурочке” удивительна, – делился впечатлениями Островский, – я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего поэзию древнего русского языческого культа…».

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В народных преданиях ее история связана с образом богини Костромы, чье чучело когда-то сжигали на костре во имя будущего урожая. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы и праздник Нового года, начало которого связывали с наступлением весны – периода обновления и расцвета в природе. В русском фольклоре образ Снегурочки оформился в XIX веке, когда Г. П. Данилевский в 1860 году опубликовал литературный вариант народной сказки. К этому сюжету, а также к народным преданиям, исследованным А. Н. Афанасьевым, обратился в 1873 году Островский, находясь в имени Щелыково Костромской губернии.

По славянской мифологии Снегурочка – дочь Деда Мороза и Зимы, по версии Островского и Римского-Корсакова – дочь Деда Мороза и Весны-Красны, образ нежный и трогательный. Внешний облик сказочной героини имеет свои каноны. Это должна быть обязательно светловолосая девушка, одетая в белые или бело-голубые одежды. В таких тонах решен представленный на выставке костюм Снегурочки по эскизу К. А. Коровина.

Уникальные экспонаты, хранящиеся в фондах Музея театрального и музыкального искусства, помогают зрителю, привыкшему к современной трактовке оперного действия, вернуться к театральной постановке, созвучной авторским ремаркам. На выставке экспонируются эскизы костюмов Снегурочки и Весны Е. П. Пономарева, выполненные для постановки оперы в 1898 году в Мариинском театре. Новые образы, яркие и выразительные, создал Д. С. Стеллецкий, работая в 1910–1911 годах над спектаклем «Снегурочка». А. И. Бенуа, принявший с восторгом эту работу, написал: «…Красота эта особая, одного Стеллецкого, и в тоже время эта красота могущественная, властно навязывающаяся, вытесняющая всякую иную красоту».

Для творческой судьбы Врубеля знакомство с Н. А. Римским-Корсаковым стало счастливым знаком. Лучшие работы художника были связаны с сюжетами и образами оперного творчества композитора. Врубель создал серию скульптур-майолик: «Лель», «Купава», «Мизгирь», «Весна», «Садко», «Морской царь», «Волхова». В «Царе Берендее» несложно узнать самого Римского-Корсакова.

По эскизам К. А. Коровина выполнены Снегурочка, Купава, Лель, Мизгирь, Берендей из коллекции Санкт-Петербургского музея кукол. Их образы позволяют окунуться в волшебный мир знакомой с детства сказки. Сказки, в которой так тонко переплетается нереальный мир, порожденный народной фантазией, и мир действительности.

Первая выставка в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова

"Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе"

19 марта - 23 августа 2010 года

Документы, фотографии и нотные рукописи Н. А. Римского-Корсакова рассредоточены по различным архивам и частным собраниям. Профессор Санкт-Петербургской консерватории, почетный профессор ведущих университетов Европы, композитор являлся символом русского искусства рубежа веков. Н. А. Римский-Корсаков воспитал учеников, представлявших его композиторскую школу во всем мире: это проживавший в разных странах Игорь Стравинский, уехавшие во Францию Николай Черепнин и Александр Глазунов, 15 лет гастролировавший по Европе и Америке Сергей Прокофьев, итальянский композитор Отторино Респиги и, наконец, грек по происхождению Василий Калафати, живший в России и погибший в блокадном Ленинграде.

Архив Василия Павловича Калафати (1869–1942) уцелел благодаря сыну композитора – Анатолию, продавшему впоследствии материалы в антикварную лавку в Афинах. Они были выкуплены Факультетом музыкального образования Ионического университета. Таким образом, рукописи большинства произведений Калафати, иконография, афиши, программы, приглашения и многие другие документы (более 138 печатных и рукописных произведений) оказались в Греции. Лишь малая часть этой коллекции вошла в состав выставки в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. В экспозиции представлены нотные автографы романсов, тематически и стилистически близкие творчеству его учителя («На берегу моря», «Подражание арабскому», кантата «Цыгане»), фотографии Калафати – ученика, семьянина, профессора.

Ключевым звеном выставки является фигура Н. А. Римского-Корсакова – композитора и педагога, посвятившего 37 лет Петербургской консерватории. Строгий, но справедливый профессор, он сформировал кодекс правил и обязательных знаний, необходимых каждому начинающему композитору. Его ученики, став позже профессорами консерватории, «из первых уст» передавали эти знания. В Отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории хранятся уникальные документы, частично представленные на выставке, – это экзаменационные работы учащихся консерватории 1890–1900-х годов с пометами как самого Римского-Корсакова, так и его учеников – А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. А. Соколова, Я. Витола. «Слабо», «Желательно бы ближе к подлиннику», «Отчего у кларнетов нет знаков в ключе?» и другие замечания присутствуют на полях практически каждой рукописи и наглядно свидетельствуют о критериях и требованиях школы. И к собственным произведениям Римский-Корсаков относился с не меньшей требовательностью. Показательны в этом отношении резкие комментарии композитора («Болван», «Идиот») в свой адрес на полях Первой симфонии, переработанной в 1880-х годах.

Среди важнейших экспонатов выставки – авторская рукопись партитуры оперы «Кащей бессмертный». До 1994 года она считалась утерянной, поэтому за основу 12 тома Полного собрания сочинений (партитура оперы «Кащей бессмертный»), изданного в 1955 году, были взяты корректурные оттиски прижизненного издания партитуры с личной правкой автора. Автограф партитуры оперы был приобретен в 1994 году у потомков Г. В. Фурмана – ученика Римского-Корсакова по классу специальной инструментовки в 1906–1907 годах.

Впервые экспонируются предметы детского фарфорового сервиза младшей дочери композитора Наденьки Римской-Корсаковой; книга «Народная сказка о репке» (Силуэты Елизветы Бем, 1871), которая всегда находилась в гостиной Римских-Корсаковых в квартире на Загородном проспекте. Среди материалов – детские рисунки Н. А. Римского-Корсакова периода 1852–1857 годов.

На выставке представлен уникальный электромузыкальный инструмент эмиритон, сконструированный в 1930-е годы командой изобретателей (А. А. Иванов и М. А. Лазарев) во главе с внуком Н. А. Римского-Корсакова – известным акустиком Андреем Владимировичем.

Выставка организована Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии Кабинета рукописей Российского института истории искусств, Научно-исследовательского отдела рукописей научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Ионийского университета (Греция).

26 сентября - 18 октября 2009 года

В рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее"
Институт ПРО АРТЕ

Александр Гурко JUKEBOX

Музыкальный автомат из отслужившего компьютера. Компьютер лишен его первоначальной функции. Движения механических частей дисководов используются для создания аудиовизуального представления. Высота звуков варьируется за счет изменения скорости движений, громкость - за счет изменения высоты электрического напряжения, подаваемого на моторы.

2009 Copyright © Lidia Ader lidiader@yandex.ru (text) © Manko Alexsandr alexsios-rel@rambler.ru (design)

Hosted by uCoz