В раздел "Конференции" Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Санкт-Петербург / N. Rimsky-Korsakov memorial museum-flat Saint-Petersburg

В круге Дягилевом.Импресарио в диалоге с композиторами
Международная музыковедческая конференция

24 октября, 20.00, Шереметевский дворец

«Музыкальный диалог на рубеже веков»
Концерт современной академической музыки

Александр Кнайфель «Шрамы марша» для фортепиано и радиолы (1988)
Исп. Олег Малов

Сергей Дягилев мл. «Танго каприччиозо» для альта с фортепиано (2010)
Исп. Александр Дягилев (альт), Максим Панков (фортепиано)

Борис Тищенко Соната № 11 для фортепиано (2008)
Исп. Динара Мазитова

Дмитрий Курляндский «Shiver» для аккордеона соло (2011)
Исп. Сергей Чирков

Сергей Невский «Фолия» для аккордеона и альта (2004)
Исп. Сергей Чирков (аккордеон), Михаил Крутик (альт)

Александра Филоненко «Игра теней» для аккордеона соло (2011)
Исп. Сергей Чирков

«Шрамы марша» Кнайфеля объединяют музыкальные архетипы коллективного оптимизма и шрамы советского периода. Эта пьеса является олицетворением социалистического реализма с характерными парадами, толпами людей и повторяющимся лейтритмом времени – маршевым шагом.

«Танго каприччиозо» Сергея Дягилева мл. – концертное произведение, сочетающее в себе виртуозность формы каприччиозо с танцевальным жанром танго.

Соната № 11 Бориса Тищенко – последняя соната в его творчестве, масштабный по замыслу цикл. Сочинение большого концертного стиля, она объединяет серию трагических образов: первая глубоко философская часть («Сферы») прерывается второй («Завихрения»), которая является смысловым центром сонаты и выделяется своими крупными размерами. Соната «исчезает» вместе с третьей частью, постепенно затухая и растворяясь в пространстве.

«Shiver»: что испытывает человек, которому предстоит открыть дверь в неизвестное? Он может полностью концентрироваться на предстоящем действии, может отвлекаться на посторонние события, или впасть в состояние отрешенности. «Shiver» (дрожь, озноб) – это своего рода исследование физиологии ожидания, пограничного состояния человека, готовящегося совершить действие, сделать шаг.

В «Фолии» Сергея Невского делается попытка переосмыслить или реконструировать традиционные гармонические или драматургические модели, так называемые «архетипы», пронизывающие историю музыки от Ренессанса до начала XX столетия. Модель фолии (португальского танца) в пьесе не звучит, благодаря расширенному использованию приготовленных басов постоянно возникает иллюзия узнавания и соотнесения псевдотональных фрагментов с нашим слуховым опытом. Функцию партии альта можно определить как зарисовка, закрашивание знакомого звукового пейзажа шумовыми наслоениями, что по мысли автора должно усиливать эффект остранения.

В основе пьесы Александры Филоненко лежит идея «воображаемой игры теней». Так, из едва улавливаемых «звуков-теней» возникают время от времени звучащие объекты, (отдельно взятые интервалы, протянутые звуки-линии, арко по деревянному блоку) которые, как в неком флёре (моменте непроявившейся фотографии), то возникают, то исчезают в общем потоке. Так, процесс развития разбивает драматургические кадансы (изолента, деревянный блок), которые к концу пьесы доминируют над флюидным потоком. Официальный сайт фестиваля «Дягилев. Постскриптум»


2009 Copyright © Lidia Ader lidiader@yandex.ru (text) © Manko Alexsandr alexsios-rel@rambler.ru (design)

Hosted by uCoz